МатБюро Статьи Обучение - процесс, диплом, знание или инструмент?

Обучение - процесс, диплом, знание или инструмент?...

Что можно сказать на эту тему? Пожалуй, довольно много. И в этом высказывании будут затронуты история нашего народа, наш менталитет, привычки, мировоззрение и современное положение в сфере высшего образования. Однако все по порядку.
На сегодняшний день у большинства русских людей создается иллюзия, что дав своим детям высшее образование, они дадут им билет в светлое будущее, которого были лишены они. И тут в ход идет все – взятки, родственные связи и знакомые, крупные оплаты за учебу и за проваленные экзамены. Люди твердо знают, что даже если их ребенок не может учиться в университете, он все равно должен его окончить. Мало того, многие родители, не успев купить ходунки детские своему ребенку, уже планируют его будущую профессию и, соответственно, ВУЗ. И это вполне понятно. Ведь всего 20-30 лет назад, когда эти родители сами были студентами или просто выпускниками школ, получить в руки заветный диплом об окончании ВУЗа действительно могло показаться билетом в жизнь. Тогда была немного другая система образования – в университетах могли обучаться только действительно умные, способные и талантливые дети. Были, конечно, и дети чиновников, но это было частностями, о которых можно не говорить. Итак, в университетах были только бесплатные места, поступить на которые могли только люди, обладающие незаурядным умом. После получения диплома человек сразу же получал звание инженера (если оканчивал технический ВУЗ) и место по распределению. При известной доле старательности и упорства, он смог бы расти и действительно через 10-15 лет, показав себя с лучшей стороны, занимал хорошее, «хлебное» или просто теплое место. Но сейчас все переменилось, что могут понять далеко не все родители.
Сегодня диплом стал не чертой элиты, а необходимым минимумом. Многие считают, что если человек не получил высшего образования – то он просто недостоин жить в одном с ним мире и дышать одним воздухом. Почему-то такой гордец забывает, что его диплом был куплен родителями. Что можно сказать о возможности получения «хлебного» места? Она сводится к минимуму и возможна лишь в том случае, если имеются связи в определенных структурах. Почему так произошло? Потому, что если раньше высшее образование получали единицы из сотен, то сейчас его получают десятки из той же сотни. А ведь теплых мест на всех не хватит! Поэтому нередко можно встретить людей, обладающих высшим образованием, а то и не одним, которые вынуждены выполнять черновую работу – сантехники, дворники и грузчики. Что же дали дипломы этим людям? Судите сами.
Отчего же произошла такая страшная перемена всего и крушение устойчивых и понятных жизненных устоев? Понять это не трудно. Достаточно взять примерную статистику людей, получающих высшее образование, среднее профессиональное и среднее. Как сказал бывший мэр Ленинградской области Григорий Двас, для надежного и устойчивого существования общества на одного человека с высшим образованием требуется десять человек со средним профессиональным и два человека со средним образованием. То есть вырисовывается вполне понятная пирамида, в которую люди попадают благодаря своему уму, старательности и упорству. Великолепно! Переход с самого низа в самый верх возможен и прост – нужно просто больше времени тратить на самосовершенствование.
Как же выглядит эта пирамида на сегодняшний день? Сегодня наше образование работает таким образом, что на десять людей, получивших высшее образование, приходится два человека со средним профессиональным и один человек со средним образованием. Таким образом, мы видим, что пирамида полностью перевернута, и просуществовать в таком состоянии долго просто не сможет. Если же перенести эту картину на армию, это будет в лучших традициях пародий и анекдотов – в армии на одного рядового приходится два офицера и десять генералов. Как же такая армия может защитить общество? И точно так же, общество с такой системой образования не сможет удержать себя в спокойствии. Она либо разрушится, либо осыплется местами. Так и произошло – «интеллектуальная элита» (будем так называть людей с оконченным ВУЗом за спиной, хотя среди них есть и достойные, умные люди) вынуждены податься в чернорабочие, чтобы просто прокормить себя и свою семью, иметь возможность приобрести коляску детскую happy baby, ходунки и самое необходимое для своих детей. То есть пирамида как бы сохранена, но развалившаяся, неустойчивая и не слишком правильная.
Почему же это происходит? Почему же министры образования не понимают, что такая система ущербна и обречена на провал? Да хотя бы потому, что институт, обучавший молодых специалистов 40 лет назад, был убыточным. Тогда он тратил сотни рублей на инженера, который в последующие годы проделывал для государства работу, оценивающуюся в тысячи и десятки тысяч рублей. То есть это были инвестиции с очень дальним прицелом.
Что же стало сейчас? А сейчас каждый крупный ВУЗ приносит миллионы рублей в год, которые готовы платить родители, мечтающие дать своим детям все. И ВУЗы берут. Правда, теперь это не инвестиции с дальним прицелом, а просто способ хапнуть много и сейчас. А что будет потом??? А потом – хоть потоп!