МатБюро СтатьиДеловая беседа: как убедить преподавателя

Деловая беседа: как убедить преподавателя

Во время учебы в вузе возникают ситуации, когда от общения с преподавателем, заведующим кафедрой, деканом зависит решение той или иной проблемы студента (перенос сроков сдачи экзамена или сессии, назначение даты пересдачи, онлайн поддержка на экзамене и др.). Как убедить собеседника, который обладает более высоким статусом, и сделать так, чтобы принятое решение вас устраивало?

Во-первых, следует помнить, что для решения важного вопроса следует выбрать контактный деловой разговор. Подумайте о том, какое время будет удобным, и беседа не будет перенесена (например, если преподаватель торопится на лекцию), сколько времени понадобится для решения вопроса (чем меньше, тем лучше, но без ущерба для содержания).

Любая встреча начинается с приветствия. Если вы предполагаете, что преподаватель вас не помнит, необходимо представиться, указав при этом группу, курс, факультет и т. д.

Не следует начинать разговор с извинений без видимых причин и конструкции с частицей не: «Извините, вы не заняты?». Во-первых, таким образом вы еще больше понижаете свой статус, так как психологически более высоким статусом обладает тот человек, который прощает (хотя причин для этого нет). Во-вторых, подсознательно возникает желание сказать «занят», а это не входит в ваши планы. Используйте конструкцию «Здравствуйте, можно войти?» или «Здравствуйте, я хотел бы побеседовать с вами».

Необходимо заранее для себя четко определить, что вы хотите получить в результате беседы. Начинать беседу нужно с указания ее целей и задач. Заранее подготовьте небольшую речь, в которой изложите суть проблемы. Продумайте ответы на возможные вопросы. Информацию нужно представлять кратко, точно и ясно. Если вы хотите получить помощь в решении задачи по статистике, просите прямым текстом, а не начинайте мямлить, что не получается самому решить -  в надежде, что преподаватель сам предложит помощь.

Замечательно, если разговор происходит свободно, в хорошем темпе, в нем много импровизации. Плохо, если вы запинаетесь, мямлите, уводите разговор в сторону.

Для достижения целей беседы необходимо позаботиться об своих аргументах и способах доказательства. Следует учитывать, что для достижения наибольшей убедительности аргументы надо приводить  в определенном порядке. Лучше использовать следующий порядок аргументов: сильный, средний, самый сильный. А вот слабые аргументы использовать вообще не рекомендуется. Помните, что не количество аргументов, а их убедительность влияет на принятие решения. Определяйте силу аргументов с позиции собеседника, так как аргументы, сильные для вас, могут быть слабыми для него.

Конечно, убедительность в значительной степени зависит от вашего имиджа , поэтому заранее постарайтесь произвести хорошее впечатление.

Если необходимо указать на ошибку преподавателя или его неправоту в решении какого-либо вопроса, сделайте это корректно. Ведь вы хотите решить вопрос, а не доказать, что вы правы. Избегайте конфликтогенов (конфликтоген – ‘рождающий конфликт’), то есть таких слов и действий, которые могут вызвать между вами и преподавателем конфликт.

Если вы достигли своих целей, прекращайте беседу. Не забудьте поблагодарить собеседника.