МатБюро Статьи Методические условия развития дивергентного мышления учащихся

Методические условия развития дивергентного мышления учащихся

Одной из важнейших задач, стоящих перед учителем физики в современной дифференцированной школе, является развитие у учащихся мышления, в частности, его дивергентной составляющей.

Анализ теории и практики обучения физике показал, что этот сложный процесс может быть реализован при выполнении совокупности общих методических условий. Проблема определения этих условий связана с выбором адекватной модели научного обоснования.

Ориентируясь на развивающий характер обучения физике, в качестве модели основания, конфигуратора нами были выбраны следующие источники: закономерности развития творческого мышления; специфика творческого процесса в физике; продуктивный характер взаимодействий учитель-ученик, ученик-ученик.

Всесторонний анализ модели, а также эмпирические исследования позволили сформулировать совокупность методических условий, обеспечивающих развитие у детей в процессе обучения физике дивергентного мышления:

1. Систематическое использование в учебном процессе частично-поисковой и исследовательской деятельности.
2. Решение учащимися индивидуальных физических проблем, требующих достаточно длительного времени.
3. Увеличение действенного фонда знаний по физике и ознакомление учащихся с методами их получения с учетом логики цикла познания,
4. Формирование и развитие у школьников приемов умственной деятельности, специфичных для дивергентного мышления.
5. Сотрудничество, сотворчество в процессе обучения учителя с учениками.
6. Организация различных форм творческой деятельности на учебных занятиях по физике.
7. Использование системы заданий, основанных на свободе выбора их содержания и способов выполнения. Рассмотренная система условий определила составляющие методической системы по развитию у учащихся в процессе обучения физике дивергентной стратегии мышления.

С. Гребенникова